понедельник, 1 мая 2017 г.

Львов. Где была и что видела в первый раз. Часть 3.

Сегодня расскажу Вам, что узнала от приятелей, знакомого экскурсовода, горожан  и подслушала на проводившихся рядом экскурсиях. Рекомендую тщательно составлять маршрут, чтоб не делать таких осечек как я(

Латинская катедра
Прогулка по Львову вновь началась с пл. Рынок (два предыдущих поста здесь: часть 1 и часть 2).

На углу площади, пересечение с ул. Галицкой,  возвышается  Латинский кафедральный собор (полное название Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии). Храм стоит на месте, где когда- то располагалась церковь Успения Пресвятой Богородицы, перенесённая на ул. Русскую. (Успенская церковь- о ней расскажу дальше).

Теперь Успенская церковь базируется на этой улице

Строительство Латинской катедры (так на польский манер львовяне называют кафедру) началось ещё в XIV веке. Как и большинство древних сооружений,  дошел он к нам не в первозданном виде.  Причиной различных перестроек и реставраций были те же войны и пожары. В нём смешались разные архитектурные стили: готика, ренессанс, барокко, классицизм. Основателем считается польский король Казимир Великий, но как всегда здесь идут споры- есть и другие версии.


На углу Кафедрального собора

Первым архитектором был Петр Штехер, а вот завершил строительство его правнук более века спустя- вот это я называю потомственные архитекторы! К процессу создания храма также приложил руку небезызвестный Павел Римлянин.

Этот собор, получив статус кафедрального в 1412 году, послужил причиной упадка другого древнего храма – Марии Снежной (об этом я писала во втором посте- ссылка выше).

Слышала ещё другую версию. В 1527 году во Львове был пожар, который уничтожил практически всю центральную часть. И назревало решение строить «новый центр» уже в другом месте, но...   при осмотре выяснилось, что главный собор того времени устоял и подлежал реставрации. Этого оказалось достаточно, чтобы центр оставили здесь.

 

Непривычным для меня оказался вход в храм. С 1772 года центральный вход замурован в знак протеста против австрийской оккупации Львова. Сейчас замурованный вход является символом протеста против притеснения свобод людей.

 

Несмотря на то, что строительство длилось не один век (!), храм считается до сих пор недостроенным из-за отсутствия одной полноценной башни.

Вокруг собора было городское кладбище. Его перенесли в связи с запретом хоронить людей в черте города (ныне Лычаковское кладбище). А непосредственно к собору примыкало много часовен. Уцелела одна из них- Каплица Боимов, которую я прошляпила посещу в следующий раз.

Известен храм ещё и тем, что в 2001 году его посетил сам Кароль Войтыла - Иоанн Павел II (даже я знаю, кто это, хотя далека от религии как рыбка от зонтика),  пребывая во Львове с официальным визитом. Здесь Папой Римским была проведена служба, и из его рук собору был передан знак особого отличия - золотая роза. 
Во время проведения службы можно услышать звучание одного из органов, находящихся только в трёх храмах Львова.
Расположен: площадь Кафедральная, д. 1.


По поводу Часовни Боимов. Построена она рядом с Кафедральным собором, и сохранилась просто каким-то чудом. Ведь в связи с плановой ликвидацией прилегающего кладбища, австрийцы остальные часовни снесли. Интересно, что изначально здание было белым, но за несколько веков песчаник потемнел (привет четвёртому дому на пл. Рынок). Часовня открыта для посетителей, там даже есть экскурсии. Найти её можно обойдя Кафедральный собор, чего я к сожалению, не сделала.


В двух шагах от Латинского собора, на ул. Театральной, д. 11 находится Костёл ордена иезуитов (другое название Храм святых апостолов Петра и Павла). Построен он в начале 17 века по типу известного римского костёла Иль Джезу. Это чуть ли не единственный храм который дошёл до нас практически в первозданном виде. Никакие катаклизмы, бушевавшие за четыре столетия существования, его не затронули. Правее костела  пристроено здание бывшей иезуитской коллегии, известной тем, что там учился сам гетман Хмельницкий.

Вид с Ратуши
Хорошо разглядеть его и сделать фото «в полный рост» так сказать не очень то и легко. Дело в том, что находится он в самом что ни есть центре, но буквально втиснут между домами. Фото я делала с Ратуши.

Известен костёл не только своей красотой и историей. Легенды гласят, что в подземельях костёла обитают призраки. Многие туристы спускаются туда не только оценить галерею, но и встретиться с Чёрным монахом. Но пока, вроде как, это никому не удавалось.

Вход в  Костёл ордена иезуитов

Храм относится к УГКЦ и является действующим, поэтому при желании можно попасть на литургию.

Я этого не знала, поэтому вместо литургии попала в магазин Yves Rocher (напишу о марке в ближайших постах), который находится практически напротив храма. 

Улочками Львова...

Держите "голову в облаках"

Далее, перепутав поворот вышла вместо ул. Шевской на ул. Армянскую. И увидела вот такое чудо.

"Дом времён года"
Гуляя по городу местные советуют держать «голову в облаках». Я думаю, Вы догадываетесь почему. Приведу Вам несколько примеров. «Дом времён года» Ещё его называют «Домом знаков зодиака». Построен был во второй половине XVIII века на месте двух каменных домов, благодаря их владельцу доктору Ивашкевичу.
Львовская национальная академия искусств
На фасаде представлены скульптуры и рельефы Гавриила Красутского: знаки зодиака, времена года, а в центре композиции Хронос с солнечными часами (говорят, единственными во Львове). Автор Хроноса - Гартман Витвер, создатель статуй Нептуна, Дианы, Амфитриты и Адониса, украшающие углы площади Рынок.
Ещё на здании есть цитаты латынью. Как оказалось, взяты они из произведения Вергилия «О земледелии» («Георгики»), с которым я, к своему стыду, не знакома. С надписями оказалось легче - прочитала без проблем, но вот перевести…
В 1882 году уникальный дом выкупил город. Сегодня же в его стенах находится учебный корпус Львовской национальной академии искусств.
Искать "Дом времен года" на улице Армянской, д. 23.

Где-то в центре...
Урра! Нахожу ул. Шевскую, которая переходит в ул. Старопигийскую. Иду к Доминиканскому костёлу мимо аптеки «Под чёрным орлом», не упустив возможности фыркнуть в сторону оной за недавний «приём».
Доминиканский костёл
Доминиканский костёл был возведён по проекту собора Марии ди Монте Санто, который находится в Риме. Строительство началось в 1749 году, архитектор -  Я. Де Вите (также участвовал в возведении Каменец-Подольского, о котором я как-нибудь расскажу), а некоторые скульптуры выполнены известным мастером Иоганном Г. Пинзелем. Из фактов меня удивило то, что сам де Вите во Львове не был ни разу. Возводил храм Мартин Урбаник.

Вид изнутри
Считается, что доминиканский орден – первый католический, прибывший на эти земли. А случилось это благодаря венгерской принцессе Констанции, ставшей женой князя Льва. По законам, действовавшим в то время, она обязана была принять религию мужа, т. е. сменить веру с католической на православную, но по непонятным причинам этого не сделала. И для поддержания принцессы «в вере» ко двору в числе свиты с ней прибыли доминиканцы.

В живую впечатляет...
В середине XVI века здесь разыгралась настоящая трагедия. Дело в том, что в храме спряталась Гальшка Острожская, наследница рода Острожских, и к тому времени вдова князя Сангушко. Предприимчивый воевода Лукаш Гурка захотел завладеть такими богатствами, а для этого нужно было жениться на девушке, которая этого вовсе не желала. После некоторых событий она таки стала его женой, но не признавая этот брак скрылась в храме, и даже обвенчалась там с князем Слуцким. Разъярённый Гурка начал осаждать храм, обстреливал, перекрыл воду, практически сделал жизнедеятельность храма невозможной. В итоге, добился своего. Брак  со Слуцким был расторгнут, Гальшка вывезена в Польшу, где она вскоре и скончалась...

В этих стенах скрывалась княгиня Острожская
У меня разыгралось воображение, я даже обрадовалась, что живу здесь и сейчас.

Вначале XVIII века Петр I подписывал здесь договор с поляками о совместной борьбе против шведов.

Из интересного: согласно уставу ордена, доминиканцы не имели права владеть или принимать в дар недвижимость, но могли получать деньги от благотворителей.

Можно наслаждаться органной музыкой сидя
В советское время здесь был Музей истории религии и атеизма, теперь просто Музей истории религии. Храм принадлежит УГКЦ и сейчас носит название Храм Пресвятой Евхаристии
На фронтоне написаны слова "SOLI DEO HONOR ET GLORIA", в переводе - "ЕДИНОМУ БОГУ ЧЕСТЬ И СЛАВА".
Расположен: пл. Музейная, д. 1.      

Далее следую по ул Подвальной и прохожу… мимо музея оружия "Арсенал". Понимаете, МИМО. У меня с детства был интерес к оружию. Не то чтобы профессионал, но кое-чем пользоваться умею. А ещё в отрочестве в тире подрабатывала…
Музей "Арсенал" является филиалом Львовского исторического музея. В экспозиции представлены более пяти тысяч экспонатов из разных уголков света и различных эпох, все основные виды оружия - огнестрельное, метательное, холодное, предметы защитного вооружения. Здание арсенала использовалось в качестве тюрьмы для пленных казаков, сохранились также помещения камеры пыток и жилище палача.
Ну как, КАК я могла пройти мимо?! Хлынули горькие слёзы, и пока не затопила соседей, пишу Вам адрес: ул. Подвальная, 5 (здесь же находится антикварный салон).

И движемся в сторону Скверика букинистов.
Здесь мы видим памятник Ивану Фёдорову. Скульптура была возведена 26 ноября 1977 года. В одной руке Первопечатник держит книгу, а другой рукой "сеет зерно знаний" на львовскую брусчатку.

Иван Федоров — украинский и русский первопечатник. Многие священнослужители его недолюбливали, т. к. могли потерять «работу»- книги тогда переписывались вручную, и книгопечатание могло изменить ситуацию в корне. Его обвиняли в колдовстве, типографии сжигались.


Иван Фёдоров, с голубем (они его любят)...
Кстати, совсем рядом, при Успенской церкви, находилась и сама типография. Именно здесь в 1564 году была напечатана первая печатная книга в Украине - "Апостол".

Прогуливаясь, я услышала интересную версию появления этого памятника. Почти все экскурсоводы говорят, что памятник приурочили к четырёхсотлетию выхода первой книги. Но, фактически этот юбилей отмечался в 1964 году, тогда и было решено возвести монумент. Об этом забылось и лишь летом 1977 года об этом вспомнили. Причём памятник нужно было сделать буквально "на вчера". И здесь начинается самое интересное. По легенде, чтобы выиграть время, скульпторы проявили смекалку и за основу взяли уже готовое туловище советскому солдату, которые в то время были в достаточном количестве. Голова была переделана, в левой руке появилась книга, а шинель «подшили» переделав в фартук.
.... и без голубя (еле договорилась, чтоб отлетел).
Площадку вокруг памятника называют Сквером букинистов. С 90-х гг. прошлого века здесь располагается небольшой блошиный рынок. Можно купить значки, монеты, книги не только на русском или украинском языке, но и на польском, английском, немецком, пластинки, я даже кассеты видела! И у меня дома магнитолка живая...
Цены в общем-то не маленькие, но при желании можно найти что-то интересное по приемлемой цене. Прямо за памятником находится Львовский госархив.

Искать: ул. Подвальная, рядом с Успенской церковью.

ул. Русская
 После этого переходим на улицу Русскую.


Это не Горсовет - просто рекламный банер.
Успенская церковь не только разрушалась и перестраивалась, а ещё и переносилась. Изначально она находилась на месте нынешнего Латинского кафедрального собора, позже перенесена на ул. Русскую.
Успенская церковь и знакомый экскурсовод - вид снизу))
Первая Успенская церковь сгорела в 1340 году, вторая в 1527 году. Третий храм начали строить в XVI веке по проекту, разработанному Паоло Доминичи (Павел Римлянин). Он был итальянцем, но прожил почти всю свою жизнь во Львове.

В 1631 году церковь освящена Петром Могилой.

Колокольню  украшает самый известный львовский колокол «Кирило», отлитый по заказу Константина Корнякта.

"Кирила", конечно, не видно. Но он там точно есть.


Слева- ул. Русская, справа часть ансамбля Успенской церкви
За свою многовековую историю церковь успела побыть православной, греко-католической и православной Московского патриархата. На сегодняшний день — это кафедральный собор УАПЦ.  Храм открыт для посещений. Вход со стороны улицы Русской и улицы Подвальной.
Найти: ул. Русская, д. 7 – ул. Подвальная, 9.

Улица с несколькими названиями.

Выход на Валовую
Кроме того, что Львов славится своими замечательными легендами, у него ещё имеются и интересные факты. В самом центре города есть такая улица Архивная, но она как бы есть, и её как бы нет. Дело в том, что те несколько домов, которые, вроде как, на ней расположены, относятся к двум соседним улицам- Валовой и Рогатинцев, а Архивная их соединяет. Следовательно, на улице Архивной нет ни домов, ни жителей. В городском административном реестре с 1993 года эта улица называется как Архивная. К этому времени она была и Валовая Боковая (название с 1946 года), и Бернардинская (с 1871 года). Современное название связано с Областным Львовским Архивом, который расположен в управленческой части здания Бернардинского монастыря.

Ищите вот такой фасад
Но на этом история не заканчивается. Во Львове с 2006 года проходит фестиваль «КиноЛев». А в 2008 году у этого мероприятия сложилась традиция — к действующему названию улицы Архивной ежегодно добавляли имя того, кому посвящён очередной фестиваль. На данный момент улица, кроме  фактического названия, имеет ещё шесть : Ильенко, Параджанова, Феллини, Бергмана, Тарковского и Трюффо. Соответствующие таблички вешают на одном из зданий короткой Архивной улицы. К сожалению, из-за событий в стране, в 2014 году "КиноЛев" отменили, поэтому пока здесь лишь 6 названий. Надеюсь, в ближайшее время ситуация наладится…
Где найти: Архивная (между улицами Братьев Рогатинцев и Валовой)

Надеюсь, скоро табличек станет больше

Вот такой он, Львов
В предстоящей статье расскажу о дворце Потоцких, "Тюрьме на Лонцкого", Доме органной и камерной музыки, соборе Святого Юра и... мушкетёрах)) Уже скоро в блоге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий