четверг, 20 апреля 2017 г.

Львов. Где была и что видела в первый раз. Часть 1.

Вид с Ратуши
Через несколько недель этот замечательный город празднует очередной День рождения. Я решила больше не откладывать, и рассказать свою историю знакомства. Где была, что видела и какие впечатления остались, поведаю в нескольких постах т. к. одного постика для этого чуда Украины крайне мало.

Много лет я мечтала поехать во Львов. Как минимум, чтобы воочию увидеть то, о чём рассказывали, и что показывали на фото друзья. Раньше мне казалось, что ехать из Донецка во Львов – это целая эпопея с билетами, жильём, проложением маршрута и т. д. Но после некоторых событий, переезда в Киев и других весёлостей жизни - поехать в другой конец страны для меня, что семечки лузгать. Ужгород, Мукачево, Каменец-Подольский, Запорожье, Бердянск, Днепр - и это ещё не весь список. Не считая Киева, Донецка, Мариуполя. Ещё года три назад это всё мне казалось нереальным, но…

Мысли, вроде как материальны, и Вселенная услышала мой глас вопиющего запрос. Ни с того ни с сего, мне позвонила родительница и сообщила, что едет во Львов к знакомым, любезно пригласив меня в компанию. Едет из Донецка, что б Вы понимали. Я в шоці, як то кажуть. Учитывая, что этот вопрос никак не обсуждался, и дорога с края Востока на край Запада нашей державы, исходя из нынешней ситуации, занимает почти двое суток! Вы понимаете о чём я, да? Мне стало стыдно… я то в Киеве, мне рукой подать. Оказалось, чтобы хорошо провести отпуск или выходные, совсем не обязательно ездить по заграницам. Большинство моих знакомых не были и в 5-7 городах нашей страны. Если живут в Киеве, то едут просто загород, если в Одессе, то «и таки зачем оно Вам надо, шобы я вам в гости приезжал?!» ну и т. д. Может стоит всё же расширять горизонты?!
Итак, кто ещё не знаком, позвольте представить: Львов.
Угол пл. Рынок
Лемберг, т.е. Львов является одним из самых посещаемых городов нашей страны. Основан он в далёком XIII веке князем Галицким. За свою историю город бывал в составе разных государств, и каждый из этих этапов оставил здесь своё наследие. Я пробыла во Львове меньше недели, но дома, костёлы и храмы сделали своё дело: я, как и большинство побывавших здесь людей, хочу вернуться сюда вновь.
Если не считать мелких остановок, моё основательное знакомство со Львовом началось с площади Рынок. Честно признаться, первый раз услышав, что название главной площади - «рынок», мне стало смешно. Я заочно себе представила эдакую Троещину, 7-й километр, Текстильщик или Барабашово, если хотите. Но когда начала составлять карту маршрута, перелопатила кучу ресурсов, просмотрела несколько сотен фото - была очарована. С нетерпением ждала возможности увидеть всё сама, лично. Итак, прошу любить и жаловать, площадь Рынок.
Похожа площадь на квадрат, приблизительный размер 150 х 150 метров. На ней расположены сорок пять домов (по другим сведениям 44 дома- по 11 на каждой стороне). Честно признаться, здесь стратила - не пересчитала)) Расскажу Вам о самых известных из них.
Для затравки, советую начать с Ратуши. Точнее с подъёма на неё, а перед этим зайти в туристический инфоцентр (слева на углу от центрального входа, есть значок «і»), чтобы взять карту. Мне она пригодилась постольку-поскольку, но несколько раз всё же выручила. А вот маршрут, указанный в карте, если честно, так себе…
Собственно, Ратуша...
Пл. Рынок, 1. Смотровая площадка, была открыта в XIX веке, упоминание же о первой Ратуше датируется 1381 годом. Высота башни составляет 65 метров- вот даже как-то и не высоко, а  408 ступенек- это вызов курильщику. Передо мной шли два парня, и преодолев две трети пути пришли к выводу, что курить надо бросать, а то «дыхалка не справляется».  Кстати, вычитав, что ступенек 408, я не поленилась и пересчитала. Таки-да, ровно 408- не больше, не меньше. Но это так, тест на внимательность.
Вид сверху правда красивый- для фото и селфиков самое то. А ещё местные обратили моё внимание на отсутствие рекламных баннеров и другой такой мишуры. Оказывается, что их запретили- они портят вид города. Вот бы так везде! Львовская ратуша находится в центре площади Рынок. Сейчас, как и в былое время здесь находится Львовский Горсовет. Я слегка удивилась, когда узнала, что вход на смотровую площадку находится внутри, а не где-нибудь сбоку.  Ведь была уверена, что вход будет какой-то отдельный. Ан нет. В Горсовете можно пройтись по всем этажам, сделать отличные снимки и даже встретить мера города. Вы представляете такое в Киеве или Днепре?
... вход в неё
Вход Львовской ратуши охраняют два льва с гербом города на щитах. Львы настоящие, из камня)) Также здесь находятся главные часы Львова, самые старые в Украине. Были сделаны на заказ в 1852 году на фабрике В. Штиля рядом с Веной (Австрия). Ежедневно, в 12:00 здесь звучит гимн Львова. Я этого не знала, так что пропустила сие действо. Зато, теперь Вы в курсеJ

Часовой механизм
Если кому-то интересно, то можно даже посмотреть как они работают. Инсайд в часы, так сказать.
Цена билета (подъём на смотровую площадку) -15 грн

По периметру пл. Рынок достопримечательность на достопримечательности и ею же погоняет. Я серьёзно- что не дом, то музей- и все со своей впечатляющей историей.


На четырёх углах площади установлены четыре фонтана. Каждый из фонтанов представляет собой античную фигуру: морской бог Нептун, его жена нереида Амфитрита, богиня охоты Диана и красавец Адонис. Скульптором является львовский мастер австрийского происхождения Гартман Витвер.

Амфитрита
Ну и дальше пройдёмся по домам.

Пл. Рынок, д.2. Дворец Бандинелли, а в нём Музей 2 в 1. Первый- Музей Стекла (вход с ул. Ставропигийской, подвальное помещение) и второй- Музей почты (центральный вход и три этажа сверху). Из рассказов местных я поняла, что музеев, подобных этим нет во всей Европе. Их экспозиции представлены как древними артефактами, так и современными вещицами, которые привезены из разных стран. История у Палаццо Бандинелли изрядная: и почта здесь открывалась, и монеты чеканили, и книжный магазин был. Сейчас дом является одним из отделений Львовского исторического музея. Архитектор этого трёхсотлетнего здания в стиле Ренессанс неизвестен. На фасаде злющие дельфины- я даже поёжилась рассматривая их. Может поэтому у Дворца было столько перипетий?

Пл. Рынок, д. 4. Чёрный дом (или Чёрная Каменица)

Чёрная Каменица
Построено здание было в стиле Ренессанс, в 1577 году Павлом Римлянином и Петром Барбоном. Позже его  «дорабатывали»  архитекторы П. Красовский и М. Градовский. Этот дом здорово выделяется на общем фоне. Он чёрный. Совсем. Как мне поведали сведущие люди, первонально дом был очень красивым и  снежно белым, но непогода и материал из которого сделан дом (то ли известняк, который в следствие окисления потемнел и стал черным, то ли песчаник) со временем сделали своё грязное чёрное дело и здание полностью изменило цвет. Но есть и другие версии. А последние годы здание красят (!) в чёрный цвет руки бы оторвала. Когда-то здесь располагалась первая львовская аптека. На данный момент в Чёрной Каменице расположено отделение Львовского исторического музея.
Аналогов такого дома вы не найдёте нигде в мире(!)
Дом Корнякта третий слева
Пл. Рынок, д. 6. Дом Корнякта, также известен как Королевская резиденция и Итальянский (Венецианский)  дворик, построен в 1580 году. Является памяткой архитектуры эпохи Возрождения. Архитекторы дома- те же итальянцы Пётр Барбон и Павел Римлянин. Изначально владельцем дома был известный греческий купец Константин Корнякт.  Самим королём ему было разрешено построить не трёхоконный, а шестиоконный дворец, что в то время являлось не абы какой честью. В ХVІІ веке дом выкупила королевская семья Яна ІІІ Собеского (польский король). А в 1686 году здесь, в тронном зале, был подписан договор о «Вечном мире» между Россией и Польшей. Когда я себе это всё представляю, а фантазия у меня ого-го, мурашки по коже пешком ходят. Одни из последних владельцев – Любомирские. Дом является ещё одним отделением Львовского исторического музея.

Пл. Рынок, д. 10. Дворец Любомирских. Здание построено в 60-е гг. XVIII века в барочном стиле архитекторами Б. Меретином (Собор Святого Юра- тоже «его рук дело», но об этом мы поговорим позже) и М. Урбаником. В разное время здесь бывали И. Франко и Л. Украинка, Э.Л. Войнич и В. Стефаник и др.
Дворец Любомирских/ Львівська копальня кави
Сейчас, наряду с Музеем мебели и фарфора, здесь располагаются сувенирный магазин и «Львівська копальня кави». Здесь можно спуститься в «кофейную шахту», услышать историю известного любителя кофе Ю. Кульчицкого, приобрести сувениры и интересные книги (кстати, здесь есть библиотека), ну и собственно, выпить кофе.

Вход в кофейню
Эти книги можно купить
Пл. Рынок, д. 11. Сейчас здесь расположен магазин-кафе "П`яна Вишня", а раньше была Гасляровская Каменица. Всё течёт, всё меняется…

Вишня под "шофе"
Пл. Рынок, д.14. Венецианский дом или Каменица Массари, построена в стиле Ренессанс в 1589 году Павлом Римлянином для Антонио Массари, венецианского консула.


Сейчас здание особенно популярно. Здесь базируются  «Криївка» и «Массонская ложа», правда, вывески отсутствуют и вход придётся поискать.
Даю подсказку))

Вход в "Криївку"
Время шло к вечеру, и ещё немного побродив по центру я села на трамвайчик и отправилась, как Вы думаете куда? Правильно: на кладбище. Со мной всё в порядке, но пощекотать себе и другим нервы я умею. Следующий пункт в моём списке Лычаковка. Вход сюда платный: 25 грн. 
Ул. Мечникова, 33. Лычаковское кладбище расположено на 40 гектарах и разделено на 86 полей. Здесь более трёхсот (!) тысяч захоронений: памятники, скульптуры, склепы, надгробия, часовни от признанных скульпторов и архитекторов разных веков и не только.


Первое фактическое захоронение датируется 1657 годом, а официальная история
начинается с 1786 года. Если не ошибаюсь, я таки его нашла.

Первое захоронение
Оно считается одним из старейших и здесь похоронены очень известные личности: Иван Франко, Соломия Крушельницкая, Владимир Ивасюк ("Червону руту" в исполнении Софии Ротару, по-моему, знают все) и другие.

Бронзовый Орфей на могиле Соломии Крушельницкой
"Каменяр" на могиле Ивана Франко
Автор "Червоной руты" Владимир Ивасюк
Здесь рай для лингвистов. Надгробные надписи есть на многих языках: украинском и русском, австрийском и венгерском, немецком и польском, армянском…
Там если не каждый склеп, то уж точно через один– самое настоящее произведение искусства. Подслушала, как экскурсовод рассказывал о более чем 20 часовнях, 500 фигурах и рельефах, представляющих историческую ценность. И свыше "двух тыщ" гробниц. Для скульпторов и архитекторов этот некрополь может оказаться самой настоящей усладой для глаз.

Также моё внимание привлекли военные мемориалы. Среди них - Марсово поле с погребениями Советских Воинов и Мемориал Львовских Орлят - молодых ребят, которые погибли в боях при обороне Львова во время польско-украинской войны (1918-1919 гг). Также здесь покоятся герои нынешней войны. Могилы ребят 93-94 гг. рождения… слов нет, пока шла к выходу слёзы катились ручьём… 


В следующем посте расскажу о Дворике с игрушками, львовских монастырях, подъёме на Замковую гору и не только...

Комментариев нет:

Отправить комментарий