четверг, 1 февраля 2018 г.

Дрогери-формат. О "Космо", "Ватсонс", "Еве", "Просторе" и как защитить себя в любом супермаркете.

 "Космо", "Ватсонс", "Ева", "Простор"...
Недавно, застряв возле кассы в поисках нужной бонусной карточки, задумалась. Нет, не о том, чтобы написать серию постов о «женских» магазинчиках, а о том… в каком, собственно, из них я нахожусь, и какую карточку необходимо предъявить кассиру. И лишь высунув нос из кошелька, оглядевшись по сторонам в поисках логотипа, меня посетила та самая мысль о постах.

... сети-лидеры
Чаще всего я посещаю четыре сети, являющиеся лидерами формата дрогери в Украине это «Ева»Eva», ООО «РУШ»), «Простор» proStor», ООО «Стиль-Д»), «Ватсонс»Watsons», ООО «ДЦ Украина») и «Космо» (ООО «Суматра-ЛТД»). 

Что такое дрогери формат. Переводится слово «дрогери» ( от франц. droguerie / нем. drogerie),  как "аптека". Понятие возникло ещё в середине прошлого века, но его значение, как видно, несколько изменилось (хотя и «Ватсонс» и «Космо» имеют свою сеть аптек). Сейчас под этим термином понимают линии магазинов по продаже непродовольственных товаров первой необходимости. Основные особенности подобных торговых точек:
  • находятся в нескольких минутах ходьбы от вашего дома/офиса;
  • имеют небольшую площадь;
  • содержат самый необходимый ассортимент того, что может потребоваться здесь и сейчас (косметика, хозтовары, различные аксессуары и т.п.);
  • очень ограниченный ассортимент продпита, который не требует специальных условий хранения.
О помещениях.  Наполненность магазина товарами и персоналом зависит от площади и варьируется от довольно крупных,в несколько этажей, до маленьких торговых точек, где из всего возможного ассортимента не представлена и половина.

Карточки лояльности
Рейтинг. Ещё каких-то несколько лет назад мой рейтинг этой четвёрки выглядел таким образом:
  1. Ева
  2. Простор
  3. Ватсонс
  4. Космо
Справедливости ради отмечу, что долгое время была постоянной клиенткой «Ватсонс», на тот момент «ДЦ» (постоянно заглядывала в магазинчик на пл. Коммунаров, что в Донецке), но некоторое время спустя рядом с домом открылась «Ева», и до «ДЦ» я уже доходила не так часто как раньше.

Пакет времён "ДЦ". Хорошо сохранился)
В «Просторе» я также бывала достаточно часто, самым любимым был магазин на пр. Театральном (г. Донецк). Позже там открылся и одноимённый салон, в который я часто забегала на маникюр и укладку (ещё бы – в двух шагах от универа ну их, эти лекции). А вот карты лояльности в этой сети появились лишь в 2015 г. Обладательницей одной из них я стала в Запорожье.

"Космо" на Отрадном (Киев)
Магазин «Космо» находился у нас на бул. Б. Хмельницкого, что недалеко от моего дома. Но заходила я туда крайне редко. Цены в Космо» были космические ощутимо выше, чем в других сетях, а всякие «эксклюзивы» мне на тот момент были не интересны. Да и живя в Киеве этот магазин я не особо жаловала, и карточка этой сети появилась у меня последней из всех.
Сейчас мой рейтинг этих ритейлеров изменился. Что же за это время произошло, какие достоинства, недостатки и  отличия в них есть я расскажу в следующих четырёх постах. А пока небольшой ликбез: о своих обязанностях мы знаем, а о правах?..

"Ватсонс" на Отрадном (Киев)
Советы из личного опыта или как защищать себя в спорных ситуациях.

О правилах работы сетей. Работники организации до начала смены должны проверить наличие и правильность цен на ярлыках (ценниках), указателей цен, меню, прейскурантов (пункт 12 «Инструкции о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления в предприятиях розничной торговли и заведениях ресторанного хозяйства»).
Цены выставляются до начала работы торговой точки, и менять их в течение дня запрещено законом.
В спорах с представителями/администраторами предприятияй/магазинов руководствуйтесь Законом «О защите прав потребителей». Согласно ему «ценник — это единственный документ для покупателя, по которому определяется стоимость товара».
В магазине ОБЯЗАНЫ продать товар по стоимости, указанной в ценнике (согласно нормам публичной оферты) т. к. для покупателя ценник является единственным документом (все вот эти «не успели поменять цену», «изменения стоимости не прошли по программе» и т. п. отговорки -  не Ваша забота).
Никто (в том числе охранник, администратор, директор магазина) не имеет права запретить покупателю фотографировать в торговом зале, который является общественным местом. Все замечания по поводу того, что «это частная собственность» гасятся с Вашей стороны вопросами о том:
- чья собственность (пусть владелец выйдет и сообщит Вам о своём недовольстве лично);
- на каком основании здесь продаются товары по публичной оферте;
- почему на частной территории ведётся торговля;
- по какой причине на территорию частной собственности разрешён допуск такого количества посторонних особ (т. е. покупателей).
До явного, открытого конфликта лучше не доводить. Хороший вариант - оставить запись в книге жалоб с описанием ситуации, действующих лиц и просьбой ответить на Ваше замечание в установленные законом сроки.
Справедливости ради отмечу, что в таких ситуациях не забываем, что все мы люди и нужно смотреть на отношение со стороны персонала. Если это действительно небольшой магазин, где две замученные девочки делают всю работу и без хамства, каких-то претензий и обвинений в мою сторону чисто по человечески просят вернуть товар, я это делаю. Но если ситуация подобна описанной мною ниже – уж извольте.

"Ева" на Шулявке 
В январе сего года забежала в «Еву», которая на Шулявке (Киев). Вздумалось мне докупить несколько кремов для рук (дополнить новогодние подарки). Выбрала товар, сравнила штрих-коды, наполнила корзину и отправилась на кассу. Каково же было моё удивление, когда мне к оплате предъявили сумму на треть (!) больше, чем должно было быть. На мой вопрос, почему так, кассир (она же продавец) абсолютно хамоватым тоном воскликнула: «А Вы что, не знаете что ли? Акция-то на днях закончилась! Вы собираетесь платить или как. На меня упал презрительный взгляд, и возникло ощущение, что я бомж. Я действительно была уставшая, после недосыпа и сдачи сложного материала в печать, наверно выглядела печально. Но не до такой же степени! В общем, ситуация вмиг привела меня в чувства. «Или как» - подумала я, и быстро выдала кассиру на-гора целую кучу нарушений по пунктам, потребовала книгу жалоб, пригласить старшего продавца или вообще руководство. Даже поставила на прилавок сумку и расстегнула пуховик (на самом деле стало жарко, но выглядело со стороны это наверно иначе - готова к бою по полной). И тут девушка оторопев мне выдает: «Я сейчас всё сделаю». Внешний вид сделал своё: из замученной журналистки я, судя по всему, превратилась в прожженного папарацци. В итоге мне продали крем по той цене, которая на ценнике (пробили по полной, но вернули разницу наличными). А и ещё последний акционный шампунь отдали (шутка ли – такие размели в первый день акции, их вообще нигде не было!) Вся ситуация длилась всего несколько минут, но вряд ли кому-то доставила удовольствие. А вот если бы мне девушка просто по-человечески сказала, что у них запарка, акция вчера закончилась и они не успели поменять ценники, то я бы просто отказалась и пошла бы дальше, а не превращалась в доли секунды из уставшего меланхолика в убойного холерика. Так что т. н. «человеческий фактор» часто играет свою роль.
Кстати, ещё по поводу данного магазина. На Шулявке бываю часто, и захожу в эту «Еву» с периодичностью два-три раза в неделю. Там как минимум 3-4 продавца, а магазин не самый большой, и то что они что-то там не успели – просто отговорка. Иногда наблюдала, как девчата просто стояли и болтали о своём, о личном по 15-20 минут (пока я искала нужный мне товар), не выполняя работу. Объясню свой праведный гнев личным опытом.

"Космо" на Шулявке
Пару лет назад моя хорошая знакомая открыла собственный продуктовый магазин, по площади он был на четверть меньше этой «Евы» на Шулявке. И хотя опыта на продгруппе я не имела, меня попросили подмочь в таком нелёгком деле – стать ненадолго продавцом-кассиром (требовался человек, которому можно доверять – камер тогда в торговой точке не было). В итоге мы с сестрой приятельницы отработали по полной почти два месяца и всё успевали: и за просрочкой следить, и поставку принять, и расценить вновь прибывший товар, и инвентаризацию провести, и заказы сделать. И это вдвоём! Было сложно, людей много: за целый день полчаса на обед, и минут десять на «погреть попу у радиатора». Попробовав себя в такой роли, скажу честно – труд не из лёгких. Но это если делать по совести, а не приходить отсиживаться, и с одной баночкой по залу шастать не зная куда её всунуть. Меня хорошо отблагодарили, я получила новый опыт, но точно поняла, что это не моя работа. Когда пришли две новые девочки, вздохнула с облегчение, забрала свою чашку и отправилась опять «кнопкотыканьем» по ночам заниматься… ну сова я вольная, со-ва.

На заметку. ВСЕГДА смотрите на пробиваемый товар, тогда есть возможность сразу отменить покупку (независимо от того, что Вам рассказывают, кассир обязан сделать аннуляцию товара по Вашей просьбе).

Итог сего опуса. Как видите, мысль материальна и оформилась в целый месячный марафон. Начинаю с сети «Ева» уже в следующем постеJ

Часть запасов))

5 комментариев:

  1. Напишу из своего опыта в "Еве": у нас магазин очень тесный, парфюмы на полках стоят кое-как, чуть ли не друг на друге, консультантов часто не хватает (недавно в воскресенье, когда там аншлаг обычно, на весь магазин была одна девочка - она кассир и она же консультант). И вот мы с мамой решаем попробовать пару новых ароматов, я пытаюсь взять с полки бутылочку от Феро, она выскальзывает из рук, я пытаюсь ее словить, но не получается - флакон падает и вдребезги разбивается. Тестер. Вылетает продавщица (их тогда было трое целых на магазин), подлетают другие и с визгом "Что вы наделали! Теперь вы должны заплатить за парфюм по его полной цене!" (за тестер, напомню, старый и потертый, где духов было на дне). Я вот тоже не люблю визга и хамства, сразу прихожу в себя, прошу прощения за неаккуратность, но говорю, что ничего оплачивать не буду, так как это тестер, упустила я его из-за неудобной раскладки товара, когда с полки брала, а не специально (можно ведь посмотреть видео-запись, где видно, как я отчаянно пытаюсь словить флакон), по закону оплачивать ничего не должна, тестер просто спишут. На меня орут, что это вообще ужас и чуть ли не до милиции! Я говорю - вызывайте милицию, зовите администратора, который знает законы, будем решать. Спеси у продавщиц поубавилось. Выходит администратор, говорит "Простите за скандал, вы ничего не должны, мы все уладим" и уходит. Продавщица шипит мне в спину "Теперь мы будем платить за этот флакон", на что я отвечаю, что если они не умеют отстаивать свои права и позволяют работодателю нарушать их - искренне сочувствую. Еще раз прошу прощения за инцидент и ухожу. Неприятно, но опыт интересный.

    ОтветитьУдалить
  2. как я любила тот ДЦ на Медном Всаднике ;)))) а потом и Ватсонс в Континенте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оу... землячка?!. Кстати, в теперешнем "Континенте" осталось "немного" от "Ватсонс": "Исану" точно недавно видела:) Правда название магазина другое, и город уже не тот...

      Удалить
    2. с 14 года ни разу не была в Д....

      Удалить
    3. А я уже третий год на два города живу, даже на 2.5...

      Удалить